Несколько советов по выбору зимних шин


Многие автовладельцы ошибочно считают, что переход с летних шин на зимние следует производить с наступлением первых заморозков. При этом источником повышенной опасности представляется дорожное покрытие, готовое в любой момент коварно подставить нашему автомобилю скользкую подножку. Однако еще раньше это могут сделать собственные летние шины, которые теряют необходимую для сцепления эластичность еще при положительных значениях температуры. Специалисты считают показания градусника +5+7С оптимальными для замены шин. Потеря эластичности, и как следствие, более жесткий протектор, значительно увеличивают тормозной путь, и водитель может быть к этому просто не готов.

Конструктивные особенности

При изготовлении зимних шин используется особо мягкая резина, не теряющая своей эластичности даже при критически низких температурах. Их глубокий протектор рассчитан на максимальное сцепление с зимней дорогой. При этом управляемость автомобиля становится более жесткой, что вносит свои коррективы в тактику вождения.

Ходовые характеристики зимних шин напрямую зависят от формы и расположения ламелей — узких прорезей в резине покрышки.

Ламели могут значительно отличаться по форме, от которой зависит устойчивость автомобиля в разных условиях зимней дороги. От бокового заноса хорошо защищают ламели синусоидной формы. Сносу при сильном обледенении лучше всего противостоят Z-ламели, имеющие зигзагообразную форму. Волнообразная форма прорезей сохраняет гибкость в любой ситуации и является наиболее универсальной. А для равномерного распределения давления на протектор применяются ламели ЗD, имеющие трехмерную структуру. Расстояние сохраняется благодаря их внутреннему строению.

У всех ламелей, независимо от их формы, принцип действия основан на эффекте выталкивания снега снегом. В момент вращения колеса, глубоко проникающие в снежный покров ламели начинают стягивать под себя снег, который, в свою очередь, цепляет за собой последующие слой за слоем.

Благодаря тому, что в месте соприкосновения протектора с дорогой ламели слегка расширяются, на их кромках появляется избыточное напряжение. Оно препятствует проскальзыванию в процессе вращения. В свою очередь возникающее трение способствует выделению тепла, благодаря чему между шиной и поверхностью льда образуется тончайшая пленка воды. Это способствует усилению контакта, так как современная промышленность использует для изготовления зимних шин специальные виды водоотталкивающей резины.

Разновидности зимних шин

Зимние шины бывают трех видов: шипованными, шипуемыми и фрикционными.

Для обеспечения более надежного крепления шипов в шипованных шинах применяется более жесткая резина. При этом наблюдается некоторое ослабление сцепления резины с дорогой, для компенсации которого возрастает число ламелей.

Шипованные шины позволяют повысить динамическую устойчивость и тормозные характеристики автомобиля при движении по укатанному снегу или твердому льду, но могут отрицательно повлиять на эти качества на сухом асфальте. Из других недостатков этих шин можно отметить необходимость постоянного контроля над балансировкой, повышенный шум и увеличенный расход топлива. Значительно повышает эффективность шипованной резины антиблокировочная система.

Шипуемая зимняя резина имеет специальные отверстия в протекторе для самостоятельной установки шипов в нужном количестве. Однако шиповать резину следует до начала применения, т. к. отверстия забиваются, а вставленные после этого шипы выпадают. Использование такой резины без шипов не только приведет к преждевременному износу, но и станет источником повышенной опасности на дороге, т. к. по жесткости резины и расположению ламелей — это те же шипованные шины.

Фрикционные шины не имеют шипов и предназначены для движения по мокрому снегу или по чистому асфальту. Они изготовлены из уникальной по химическому составу резины, работающей по принципу липучки. Эффект основан на быстром разрыве молекулярных связей с таким же мгновенным образованием новых. Роль связующего элемента, улучшающего внутреннее и наружное сцепление, выполняет скорлупа грецких орехов, перемолотая до состояния мельчайших частиц.

Рисунок протектора фрикционных шин позволяет быстро отводить воду, а их ассиметричная форма обеспечивает оптимальные качества сцепления на любой дороге, т. к. внутренняя и внешняя их часть рассчитаны на разные покрытия.

Устанавливать зимние шины необходимо целым комплектом. В случае замены только ведущих колес ваша безопасность на зимней дороге остается под большим вопросом. В этом случае резкое торможение или боковой занос могут стать критическими. При выборе шин необходимо ориентироваться на климатические условия вашего региона и при этом учитывать индивидуальные особенности вашего постоянного маршрута и стиля вашей езды.